+7 (985) 160-35-15
shafeeva@demidovschool.com

ИСТОРИЯ

Имя Николая Васильевича Демидова
(1884-1953) до последних лет не было известно как на Западе, так и в России.

Демидов – один из трёх первых выдающихся педагогов Системы Станиславского, обученных и официально признанных Констатином Сергеевичем. Руководитель Школы Художественного театра, первый редактор книги Станиславского «Работа актера над собой», основатель Четвертой студии МХТ – он много сделал для русского искусства. Но самый весомый его вклад в дело – создание новой театральной Школы (Школы Демидова) стал очевидным только лишь в начале 21-го века, с публикацией четырехтомного творческого наследия педагога и режиссера (под редакцией М. Н. Ласкиной).

Демидов сочетал в себе дар исследователя, психолога и физиолога, с знанием театра и искусства актера. Впервые в истории «школы переживания» (русской традиции психологического театра), он обнаружил скрытие механизмы творческого процесса актёра и разработал внутреннюю актерскую технику, раскрывшую секреты великих трагиков — Мочалова, Ермоловой, Дузе. Недалеко то время, когда имя Николая Демидова займет подобающее ему место среди великих реформаторов театра — Щепкина, Ленского и Станиславского.

Исследовательские способности и педагогическая одарённость Демидова были высоко оценены Станиславским

Вот как он отозвался о Демидове в 1926 году: «Николая Васильевича Демидова я знаю 15 лет. Это человек, полный подлинной любви к искусству и самоотверженный энтузиаст. Со времени нашего знакомства он так увлёкся театром и, в частности, внутренней (душевной) техникой актёрского творчества, что всецело отдал себя искусству. Всё время он помогал мне в разработке этого богатого и сложного вопроса об актёрском творчестве. В настоящее время, я думаю, это один из немногих, который знает «систему» теоретически и практически. Четыре года он пробыл в моей оперной студии в качестве режиссёра и преподавателя. Два года руководил Школой Художественного театра и вёл там (после Сулержицкого и Вахтангова) воспитательную работу и занятия по «системе».»

После смерти Станиславского в 1938 году все другие подходы к искусству актёра, кроме «Системы», были признаны неверными, а отношение к Демидову приняло, по словам М. Н. Ласкиной, «характер гонения и травли»: увольнение Демидова из Театрального училища им. М.С. Щепкина, где он преподавал в предвоенные годы; полное исключение самого имени Демидова из истории МХАТа, да и вообще из театроведения…

Почти полвека понадобилось на то, чтобы полностью, без купюр, опубликовать пять книг творческого наследия Демидова. Это издание, осуществленное в 2004-2009 гг. Театральной библиотекой СПб-га, способствовало возникновению серьезного интереса к его Школе и за рубежом.

В 2016 г. в крупнейшем англоязычном академическом издательстве «РАТЛИДЖ» вышел сборник трудов Н. В. Демидова «Как стать актером-творцом» (Becoming an Actor-Creator), под редакцией А. Малаева-Бабель М. Ласкиной.

В США, актерская кафедра одной из ведущих театральных институтов страны основана на методике Демидова. Память о педагоге Демидове вернулась в стены ВТУ им М. С. Щепкина при Малом театре. Там прошли мастер-классы по демидовской методике. Доклады и мастер-классы по школе Демидова вошли в программу конференций профессиональных театральных ассоциаций США.

Кроме того, лекции и мастер-классы профессора Малаева-Бабеля, основанные на методиках Демидова, прошли в Стэндфордском университете,
в ведущих театральных школах Англии и Франции, таких как Королевская Академия драматического искусства (RADA) в Лондоне и Национальная академия драматических искусства (CNSAD) в Париже, а также в Институте Станиславского и Школе «Makunaima» в Сан Паоло (Бразилия) и в Шанхайской театральной академии (Китай).

Потребовались долгие годы для того, чтобы российский театр открыл для себя имя одного из самых интересных своих теоретиков и практиков.

Без свидетельства Демидова, без понимания его школы, невозможно постигнуть искусство русских актеров-трагиков, проследить развитие творческий мысли Станиславского, а также освоить многие аспекты практики таких мастеров как Евгений Вахтангов и Михаил Чехов.

Но главное – Демидовское наследие самоценно, и представляет собой перспективу развития театральной школы, как в России, так и за рубежом.

Предлагаем перейти в БИБЛИОТЕКУ для ознакомления с литературой